Заключение из диссертационного исследования.

В России исторически сложилась традиция выбора профессии в момент окончания средней образовательной школы, в возрасте 16-17 лет. Итак, перед юными людьми встает, по сути, первый важный, судьбоносный выбор, который они должны сделать сами и понимать значимость и уровень ответственности данного шага. В действительности, большинство молодых людей не готовы к такому выбору, в силу отсутствия понимания особенностей различных профессий, недостаточного кругозора и целостного понимания потребностей рынка труда, и что немало важно, недостаточной «зрелости» личности и самостоятельности. Правильно выбранный профессиональный путь решает большое количество психологических проблем, которым может быть подвергнута личность. Осознанно выбранная профессия напрямую влияет на весь жизненный путь личности, позволяет ей стать профессионалом, чувствовать удовлетворенность собственной жизнью.

Низкий уровень сепарации личности от родителей влечет за собой отсутствие готовности принимать самостоятельные осознанные решения. Мотивы выбора профессиональной деятельности, ориентированные не на самоопределение, а на социальную значимость профессии, мнение родителей или сверстников, может стать причиной неудовлетворенности профессиональной деятельностью, собственным жизненным путем, возникновения некоторых экзистенциальных психологических проблем. Таким образом, актуальность темы исследования определяется, с одной стороны, практической потребностью в понимании глубинных оснований выбора профессии, а также потребностью возрастной психологии в уточнении представлений о профессиональном самоопределении на разных этапах онтогенеза и факторов, его определяющих.

Цель исследования: провести сравнительное исследование мотивации профессионального самоопределения и особенностей сепарации личности на разных этапах онтогенеза (у следующих групп лиц: 17-18 лет, 1 курс ВУЗа, муж/жен.; 27-33 лет, получающие второе высшее образование/ магистратура, отличное от первого высшего образование, муж/ жен.;27-33 лет, не получающие второе высшее образование и не планирующие обучение, муж/ жен.).

Объект исследования: мотивация профессионального самоопределения личности.

Предмет исследования: взаимосвязь мотивации профессионального самоопределения и особенностей сепарации личности.

Задачи исследования:

  1. Провести теоретический анализ литературы по проблематике мотивации профессионального самоопределения личности, по особенностям сепарационных процессов личности.

  2. Подобрать методики исследования мотивации профессионального самоопределения, методики диагностики особенностей сепарации.

  3. Выявить особенности мотивации выбора профессиональной деятельности у групп лиц:

а) 17-18 лет, обучающихся на первом курсе ВУЗа, муж/жен.,

б) 27-33 лет, получающих второе высшее образование,муж/жен.,

в) 27-33 лет, не получающих образование, а так же не планирующих обучаться, муж/жен.

  1. Выявить различия в выраженности сепарации между группами лиц:

а) 17-18 лет, обучающихся на первом курсе ВУЗа, муж/жен.,

б) 27-33 лет, получающих второе высшее образование,муж/жен.,

в) 27-33 лет, не получающих образование, а так же не планирующих обучаться, муж/жен.

  1. Выявить значимость взаимосвязи между мотивацией выбора профессиональной деятельностии выраженностью сепарации в каждой группе.

  2. Описать выявленную значимость взаимосвязи между мотивацией выбора профессиональной деятельностии выраженностью сепарации личности.

  3. Проанализировать полученные результаты исследования и сформулировать выводы.

 

Гипотезы исследования:

  1. О выраженности показателей сепарации в исследуемых группах.

а) В группе испытуемых в возрасте 17-18 лет показатель сепарации от родителей значимо ниже, чем в более старших группах испытуемых.

б) В группе испытуемых в возрасте 27-33 лет, получающих второе высшее образование, показатель сепарации значимо выше, чем в двух других группах.

в) В группе испытуемых в возрасте 27-33 лет, не получающих второго высшего образования и не планирующих обучаться, показатель сепарации значимо выше, чем в первой группе, но ниже, чем в третьей.

  1. О различиях содержания мотивации выбора профессии в исследуемых группах.

а) У группы испытуемых с более высокой выраженностью сепарации (третья группа - взрослые, получающие второе высшее) мотивация выбора профессиональной деятельности личностно-ориентирована, направлена на самоактуализацию.

б) У групп испытуемых с более низкой выраженностью сепарации мотивация профессиональной деятельности в большей степени ориентирована на социальную значимость профессии, внешнее одобрение.

Методы и методики исследования:

В исследовании применялись методы теоретического анализа, обобщения и интерпретации научных данных, психодиагностические методики, качественные методы, методы статической обработки и анализа данных (программа SPSS.18 for WINDOWS).

Комплекс методик:

  1. Модифицированный вариант методики В.А. Ядова «Изучение факторов привлекательности профессии» (модификация Н. Кузьминой, А. Реана).

  2. Методика «Мотивы выбора профессии» Р.В. Овчаровой.

  3. Опросник психологической сепарации – PsychologicalSeparationInventory (PSI, Hoffman, 1984), апробированный на российской выборке в диссертационном исследовании В. Дзукаевой (МГУ, 2016 год).

Выборка исследования:

1 группа испытуемых: 17-18 лет, 1 курс ВУЗа, муж/жен. - 8 мужчин, 22 женщины.

2 группа испытуемых: 27-33 лет, получающие второе высшее образование/ магистратура, отличное от первого высшего образование - муж/ жен. 9 мужчин, 21 женщина.

3 группа испытуемых: 27-33 лет, не получающие второе высшее образование и не планирующие обучение -22 мужчин, 8 женщин.

Научная новизна исследования: рассмотрена мотивация выбора профессионального самоопределения на разновозрастных группах юношей и взрослых с разным уровнем образования. Результаты исследования сопоставлены с уровнем сепарации личности. Сделаны выводы о различиях.

Теоретическая значимость исследования: рассмотрены особенности сепарации личности в разных возрастных группах. Выявлены мотивы профессионального самоопределения в разных возрастных группах с разным уровнем образования и особенностями сепарации. Проведен сравнительный анализ особенностей сепарационных процессов и мотивов выбора профессионального самоопределенияв группах юношей и взрослых, конкретизируются представления о личностном развитии современных взрослых в сравнении с юношами.

Практическая значимость исследования:

Полученные данные могут представлять интерес для педагогов, родителей, психологов. Результаты и выводы исследования могут быть использованы для совершенствования процесса обучения и воспитания старшеклассников, в практической деятельности психологической службы в школах, направленной на активизацию процесса профессионального самоопределения старшеклассников. Данная работа может быть полезна психологам в работе с родителями по вопросу консультирования межличностных отношений в семье, а так же в профориентационной работе не только старшеклассников, но и людей более старшего возраста, запросом которых является смена профессиональной деятельности.

Выводы

1. Вопреки гипотезе 1, значимо более высокий показатель эмоциональной, поведенческой и когнитивной сепарации выявлен у 17 летних студентов. Тогда как респондентам, получающим второе высшее образование, присущ конфликтный стиль сепарации, где наиболее выражено несогласие с мнением родителей. Мы предполагали, что различия между этими группами будут состоять в том, что у получающих второе высшее будут более выраженными показатели сепарации, чем у 17-летних студентов. Вместе с тем, выявлено, что в группе 17-летних показатели сепарации наиболее высокие. Возможно, это связано и с характеристикой методики, предназначенной именно для данного возраста, с тем, как воспринимают российские респонденты высказывания методики и с возрастной желательностью для 17-летних высокой независимости при трудности адекватно ее оценить.

2. Логично с точки зрения возрастно-психологических особенностей, но вопреки гипотезе 2 (мы полагали, что у имеющих высокие показатели сепарации будут более выражены внутренние мотивы выбора профессии), полученные результаты позволяют отметить, что в старшем подростковом возрасте по сравнению с ранней взрослостью преобладают мотивы выбора профессии, ориентированные на внешние факторы, такие как заработок, стремление к престижу, боязнь осуждения, неудачи, ориентация на мнение близких и друзей, а так же вынужденный выбор профессии, за неимением лучшего варианта.

3. У группы испытуемых, получающих второе высшее образование, относящихся к возрастной категории «ранняя взрослость» преобладает внутренняя мотивация выбора профессиональной деятельности. Внутренняя мотивация характеризуется ориентацией на индивидуальные способности, внутреннюю значимость, интерес, личностный рост.

4. Результаты попарных сравнений и корреляционного анализа в каждой группе обращают внимание на группу 27-33 года, получающих второе высшее образование. Они позволяют предположить, что респонденты этой группы переживают активный сепарационный процесс - процесс отделения от родителей, переориентации на собственные основания при принятии решений. Возможно, что получение второго высшего образования может выступать и как следствие такой сепарационной активности, пересмотра ранее сделанных, в согласии с родительскими представлениями, выборами, а также как ее средство, помогающее зафиксировать и развить свою внутреннюю самостоятельность. Отметим, к тому же, что в этой группе значительное число составили те, кто получает профессию психолога, нередко мотивируемую стремлением к личностным изменениям, а не только профессионально.

Запишитесь на консультацию или
задайте вопрос

  ИП Белякова Юлия Олеговна
(психолог онлайн консультация)
ОГРНИП 318774600605492   ИНН 110310416865 Политика конфиденциальности Договор-оферта 2015-2022